Оптимизм – это мироощущение, проникнутое жизнерадостностью, верой в успех, уверенностью в будущем, склонность видеть в жизни хорошие, светлые стороны.
1. Нарисуйте два цветка. Раскрасьте один цветок чѐрным карандашом, а другой – цветными карандашами. Какая картинка вам больше нравится? Почему?Представьте себе, что мир был бы раскрашен в чѐрные и серые тона, понравилось бы людям жить в таком мире? Весѐлый человек создаѐт себе весѐлый мир, мрачный человек создаѐт себе мир мрачный. С. Смайлс
Мир многогранен, многоцветен,
Порою добр, жесток подчас,
Он щедр скуп, богат и беден:
Вглядись в него – он весь для нас! В. Алатырцев
2. Послушайте рассказ В.А. Сухомлинского «Подсолнечник во время грозы» и ответьте на вопросы.
Тяжѐлые чѐрные тучи закрыли солнце. Темно, хмуро стало в поле. Лес стоит чѐрный, молчаливый, будто ждѐт чего-то настороженно. Жѐлтое пшеничное поле посерело. Встревоженный жаворонок упал с неба в ниву и умолк. Только поле цветущих подсолнечников горит – пламенеет. От них будто свет льѐтся, и над землѐй не так сумрачно. Пылает солнечный огонь в цветках, напоминает, что за тучами солнце. Разорвут молнии тучу, выглянет голубое небо. Снова радостно засмеѐтся поле.
Вопросы:
1. Каков смысл рассказа? Почему подсолнечник не поддался общему настроению? На что надеялся? Даруй свет, и тьма исчезнет сама собой. Э. Роттердамский
2. Как называют человека, который радостно воспринимает жизнь?
Дайте определение понятию «оптимизм».
Оптимизм – бодрое, жизнерадостное мироощущение, при котором человек видит во всѐм только светлые стороны; верит в будущее, в успех, в то, что в мире господствует положительное начало, добро.
3. Встречали ли вы в жизни оптимистов? Чем вы подзаряжались от них? Делают ли оптимисты жизнь светлее и счастливее для окружающих?
4. Как называют противоположное восприятие мира? Как называют человека, который видит только чѐрные стороны жизни? Дайте определение понятию «пессимизм». Как общение с подобными людьми влияет на настроение? Пессимизм – мрачное мироощущение, при котором человек не верит в будущее и во всѐм склонен видеть унылое, плохое.
5. Почему люди по-разному воспринимают один и тот же мир? Как воспринимаете мир вы? Влияет ли возраст человека на его восприятие мира?
Почему вы так считаете?
«Наша жизнь есть то, что мы думаем о ней», - сказал Марк Аврелий.
Если мы думаем о счастье, мы чувствуем себя счастливыми. Если нас посещают печальные мысли, мы грустим. Если в наших мыслях присутствует страх, мы боимся. Если мы думаем о болезнях, вполне возможно мы заболеем Наше душевное спокойствие и радость бытия зависят не от того, что мы имеем и какое положение занимаем в обществе, а исключительно от нашего умонастроения.
Выбор правильного умонастроения
1. Прежде всего, улыбайтесь – широко, весело от всей души. Расправьте плечи. Дышите глубже. Попробуйте спеть куплет из какой-нибудь весѐлой песни. Физически невозможно быть унылым и подавленным, если ты надел маску счастливого человека.
2. Засучите рукава и займитесь делом. Работа – дешѐвое и одно из самых лучших лекарств на земле.
3. Объявите войну скуке у себя дома. Пусть каждый день будет хоть самый маленький, но праздник. Скука рождается, когда умирает игра. Начните бороться за своѐ счастье на основе оптимистического мышления, и вы будете счастливы.
Если вы хотите, чтобы жизнь улыбалась вам, подарите ей сначала своѐ хорошее настроение. Б. Спиноза
Задание 1
Нарисуй два замка – замок Оптимизма и замок Пессимизма. Какие существа – качества будут жить в каждом из замков? В каком из замков вы хотели бы поселиться? Сочините сказочную историю о жителях этих замков.
Замок Пессимизма
Задание 2
Причитайте высказывание А. Неверова. Книгу бы написать такую – солнечную. Налить еѐ радостью до краѐв и сказать всему человечеству: «Пей, жаждущие!» Что породило желание автора? Есть ли такое желание у вас? Сочините «солнечный» рассказ. Давным-давно известно, что люди видят мир по-разному. Одни воспринимают в нѐм хорошее, доброе, весѐлое – их называют оптимистами. Другие видят плохое, злое, унылое, их имя пессимисты. В каждом из нас есть понемногу от оптимиста и пессимиста, но кого-то всегда больше. Если больше оптимизма, мы всегда полны сил и надежды. Если вдруг больше пессимизма, то мы становимся угрюмыми, никому и ничему не верим. Качества оптимиста или пессимиста могут остаться у человека на всю жизнь, тогда у старичка или старушки они будут проявляться как их главная черта.
Проверить свой коэффициент оптимизма.
1. Я люблю знакомиться с новыми людьми.
2. Я верю, что человек по природе хороший, добрый.
3. Я не боюсь будущего.
4. Меня не беспокоят мысли о прошлом.
5. Я люблю себя.
6. Я знаю, что другие также любят меня.
7. Я часто смеюсь, шучу, валяю дурака.
8. Я ещѐ сделаю карьеру.
9. Я думаю позитивно.
10. Сейчас бы я съел что-нибудь вкусное и не буду считать калории.
Чем больше утверждений, тем больше вы оптимист. Оптимисты живут дольше, т.к. это принципиальная часть здоровья. А вообще оптимистами рождаются. Замечено, что с 7 до 11 часов – человек испытает оптимизм, поэтому делайте важные дела лучше в утренний отрезок.
Литература
Журнал «Классный руководитель» №2, 2005 стр. 130
Журнал «Народное образование» № 9-10 1998 . Поможем стать оптимистом
Приложение 1
Оптимизм – это сила надежды, не иссякающая там, где отчаялись другие.
Д. Бонхѐффер
Подлинный оптимизм покоится не на убеждении, что всѐ будет хорошо, а на убеждение, что не всѐ будет плохо.
Ж. Дютур
Подлинный оптимизм состоит в стремлении к осознанному идеалу.
А. Швейцер
Оптимизм – вот роскошь великих людей.
А. Аргон
Пессимизм – это настроение, оптимизм – воля.
Ален
Оптимизм это воля к будущему.
Д. Бонхѐффер
Для пессимизма нужен повод, а для оптимизма нужно жить.
Ф. Грамши
Мир принадлежит оптимистам, пессимисты – лишь зрители.
Ф. Гизо
Чтобы стать оптимистом в настоящем значением этого слова, нужно испытать отчаяние и победить его. В основе всего лежит любовь к жизни, к деятельности, к познанию.
А Скрябин
Жизнерадостность – это не только признак здоровья, но ещѐ и самое действенное средство, избавляющее от болезней.
Сакмюэль Сайман
Приложение 2
Теория оптимизма М. Селигману
Теория оптимизма Мартина Селигмана возникла в ходе экспериментов по изучению причин формирования «выученной беспомощности». В ходе этих экспериментов обнаружилось, что даже в условиях очень неблагоприятной внешней среды некоторые люди очень устойчивы и не становятся беспомощными, сохраняют инициативу и не прекращают попыток достичь успеха. Качество, которое обеспечивает эту способность, Селигман связал с понятием оптимизма и предположил, что именно приобретѐнный в успешной «борьбе с реальностью» оптимизм служит причиной того, что временные непреодолимые трудности не снижают мотивации к активным действиям, точнее, снижают еѐ в меньшей степени, чем это происходит у пессимистичных людей, склонных к формированию выученной беспомощности. По мнению Селигмана, суть оптимизма состоит в особом стиле объяснения причин неудач или успехов. Оптимистичные люди склонны приписывать неудачи случайному стечению обстоятельств в определѐнной точке пространства в определѐнный момент времени. Успехи они привычно считают заслугой и склонны рассматривать их как-то, что случается почти всегда и почти везде. Именно через стиль атрибуции (приписывания) «просеивается» опыт неудач. В случае оптимистической атрибуции значение этого опыта преуменьшается, в случае пессимизма – преувеличивается. Определив, таким образом, ключевые характеристики оптимизма, Селигман смог найти и очень надѐжный способ оценки степени присущего человеку оптимизма по его высказываниям, письмам, статьям.
Характеристики стилей мышления по М. Селигмана
раскрыть » / « свернуть