Размер шрифта
A- A+
Межбуквенное растояние
Цвет сайта
A A A A
Изоображения
Дополнительно

Обучающимся

1. Природа — открытая книга.

 Смотри, думай, делай выводы. Ответ на вопрос — почему в природе все устроено именно так, а не иначе — многое проясняет для того, кто его задает.

 Принцип природосообразности — важнейший в дидактике.

 Он обязывает человека согласоваться с природой.

 В обучении ничего не должно быть та­кого, что противоречит природе, жизни человека. К сожалению, мы нарушаем этот принцип, создавая неправильным обучением дополнительные трудности, формируя этим отвращение к посто­янному и жизненно необходимому учебному труду.

Присмотритесь хотя бы к такому факту. Животное не приобретает знаний впрок, обучается только но мере необходимости.

Жизнь потребовала нового приспособления — и животное очень быстро, буквально за считанные попытки овладевает новым по­ведением. Оно инстинктивно приспособлено учиться, его мозг не перегружен, не набит, как у человека, ненужной информацией, мешающей видеть и понимать главное, быстро принять новое.

Человеку следует научиться только одному — рационально, быстро, экономно обучаться.

Умея это, все нужные знания он найдёт и усвоит очень быстро, когда они понадобятся. В молодом возрасте ум должен получать общее развитие, чтобы быть гото­вым к приобретению конкретных профессиональных знаний.

Философия, история, литература, языки и математика — для об­щего развития, педагогика — для воспитания и самовоспитания.

Все остальные — профессиональные знания, которые должны ус­ваиваться и забываться по мере необходимости.

 2. Для того, чтобы иметь силы учиться интеллектуально, необходимо иметь силы поддерживать себя физически. Отсутствие гармонии в интеллектуальном и физическом непременно сказывается на душевном состоянии человека.

Утро. Делайте зарядку не только для тела, но и для мозга, лучше всего совместите упражнения.

Подпрыгивая и нагибаясь:

  • как можно быстрее сосчитайте в обратном порядке от 100 до одного;
  • произнесите алфавит, придумывая на каждую букву трудное слово;
  • выберите одну букву алфавита и произнесите 20 слов, начинающихся с неё, упражнение постепенно усложняйте;
  • как можно быстрее произнесите 20 мужских имен, нумеруя их;
  • то же самое проделайте с женскими именами. Постепенно усложняйте, придумывайте новые игры.

3. Начиная обучение, помните о своих биологических часах, не нарушайте их естественного хода.

Вы должны знать, когда ваша работоспособность максимальна, когда идёт спад умственной активности.

 «Жаворонки» и «совы» должны иметь различные карты умственных занятий.

 А если вы не относитесь ни к тем, ни к другим?

 Словом, изучайте себя.

И составьте свою карту, максимально приспособленную к вашим запросам и возможностям.

5. Ощутите преимущества цепочек прогрессирующих шагов. Капля воды долбит камень.

6. Если вы посмотрите на толстенный том науки и захотите одолеть все сразу за один присест, будете горько разочарованы и надолго потеряете вкус к учению.

Если вы умеете читать — это совсем не значит, что вы умеете учиться. Многих как раз и подводит это отождествление.

Ученье — не скорочтенье детективного романа.

 Будьте терпеливы, правильно рассчитывайте силы, тщательно  планируйте свою деятельность, неуклонно добивайтесь выполнении намеченного.

Покажите характер, и успех вам обеспечен.

7. Учитесь, забывая. Ваш мозг не должен быть корзиной для ненужных знаний, постарайтесь его вовремя очищать, фильтруя информацию. Чтобы забыть, следует записать.

Напишите длинный рассказ, сочинение на тему из прошлых знаний, от которых вы хотите избавиться. Излейте душу. Положите странички куда-нибудь подальше. Отныне вы будете помнить лишь то, что это у вас где-то записано.

 Если не удастся с первого раза, повторите упражнение. Возможно, что информация не исчезнет, а ещё сильнее застрянет в памяти — значит, когда-то она вас сильно взволновала. Придётся прибегнуть к приёму «безразличия», т.е. устранения всех переживаний при повторном изложении ненужных вам данных воспоминаний.

8. Некоторые секреты учения нам полезно позаимствовать у животных. Поражают темпы, они очень высокие. Человек учится медленнее. Чтобы учиться быстрее:

  • тренируйтесь. Как мускулы дрябнут без упражнений, так и мозг сдаёт без умственных усилий;
  • создайте свою систему. Общие советы вам помогут очертить лишь её контуры, остальное – ваше дело;
  • применяйте внутренние стимулы. Когда человек говорит — не могу, это всегда означает лишь — не хочу. Единственное препятствие для человека — он сам.

 

9. Полезно знать: если задуманное человеком к высказыванию принять за 100%, то в словесную форму облекается только 90%, а высказывается — 80%. Выслушивается из задуманного в лучшем случае 70, понимается 60, а запоминается не более 30%.Вот почему для правильного понимания и запоминания вашей мысли необходимо минимум троекратное повторение сказанного в различных вариантах.

10. Усвоение системы требует логики, понимание её — также чувств и эмоций. Понятия объясняют, образы влекут, стимулы побуждают к действию. Глубокие истины превращаются в банальные фразы, когда усваиваются поверхностно.

11. Качественное обучение — это такое обучение, в котором присутствуют чувство, мысль, мораль. Не следует возбуждать уставший организм искусственными методами, злоупотреблять интересом к новой деятельности, занимательному сюжету или изложению. Учитывайте физические нормы умственной активности, предусматривайте и планируйте её спады и подъёмы.

12. В учении придерживайтесь  следующих простых правил:

  • при изучении материала ищи смысл;
  • минимизируй объём запоминаемого материала;
  • избегай отвлечений на посторонние детали;
  • отводи время для свободного воспроизведения;
  • используй краткое содержание;
  • используй метод повторного цитирования для самопро­верки;
  • делай перерывы в тренировке;
  • начинай обучение по частям;
  • тщательно изучи составляющие навыка;
  • ищи хорошие модели с теми же чертами, что и нужный навык;
  • ищи способы узнать результаты;
  • концентрируй внимание на изучаемом материале.
  1. Забывание выученного наиболее интенсивно идёт сразу после обучения, поэтому правильно выбирайте время и частоту повторений. Повторите 46 раз выученное стихотворение в первый после обучения день,

34 — во второй,

12 — в третий-четвёртый и вы запомните его навсегда.

Обучение «лишь бы сдать» предполагает уровень первого безошибочного повторения, знание  для себя.

 Прочное запоминание подчиняется законам •«сверхобучения», т.е. повторению и после того, когда первое безошибочное воспроизведение уже достигнуто.

 Если вам нужно запомнить что-то навсегда, используйте «сверхобучение».

  1. Частота повторений должна соответствовать ходу «кривой забывания». Наибольшее количество повторений нужно сразу после первичного усвоения знаний, т.е. в момент максимальной потери информации, после чего количество повторений постепенно снижается, но для важной информации долго не исчезает полностью.
  1. Материал, который вам необходимо запомнить, организуйте в короткие ряды: то, что нам надо носить в себе, не должно быть слишком большим. Из подлежащих рядов запоминания исключайте все, что легко добавляется по законам организации ряда. Например, нужно запомнить цитату или изречение. Разбейте его на логически завершённые части и запоминайте по частям. Выбросьте всё, что вы можете достроить сами, опираясь на свой запас эрудиции, чувство слога и рифму.
  1. Людей, у которых наглядно-образное мышление превалирует над абстрактно-логическим, не так уж много — 21%. У большинства равномерно развито то и другое. Вам полезно и на этот счёт проверить себя. Существует много популярных тестов, и вы без труда выберете нужный. Выводы? Они будут зависеть от того, к чему вы стремитесь. Но подбирать содержание обучения, которое может быть упаковано в различную форму, всё-таки придётся.

Для абстрактно-логического типа больше подойдет строгое изложение в структурах, формулах, графиках, а наглядно-образное мышление, конечно же, предпочтёт живой рассказ, аналогии, притчи, аллегории, сравнения.

17. К.Паустовский приводит один мнемонический приём, которым пользовался его школьный учитель географии. «Он писал на доске большую букву А. В правом углу вписывал в это Авторое А, поменьше, в него третье, в третье — четвёртое. Тогда учитель говорил: «Запомните: это Азия, в Азии — Аравия, в Аравии город Аден, а в Адене сидит англичанин». Мы запоминали это сразу и на всю жизнь». Ищите мнемотехнические подсказки, их много. Изобретайте сами, используйте и побеждайте.

Пользуйтесь мнемотехническими приёмами для облегчения запоминания. Вам помогут как созданные для учебных целей специальные приёмы, так и те, которые изобретёте вы сами и будете использовать по одной только вам известной схеме. Мнемотехнический мотехнический прием — это «зацепка» для памяти, вспомнив её, вы, по ассоциации, вспомните и всё остальное. Неувядаемая бессмыслица «Каждый Охотник Желает Знать, Где Сидит Фазан» помогает запомнить чередование цветов в спектре.

Разрабатывая собственные мнемонические приемы:

  • несвязный материал переводите в осмысленную связную информацию;
  • используйте образное расположение материала по местам, например привязывайте его к маршруту по собственному дому или по окрестностям с ориентирами;
  • применяйте метод ключевых слов — вместо маршрута помещайте в память список ключевых слов (кекс, ботинок, дерево и т.п.);
  • применяйте метод SQ3R (Survey — просмотреть, Question — поставить вопросы, Read — прочитать, Recite — воспроизвести смысл, Reviev — рассмотреть все полностью). При этом: а) прочитайте текст; б) сформулируйте вопросы по материалу; в) тщательно обдумайте, что означает прочитанное; г) воспроизведите по памяти материал насколько можно полностью; д) расставьте ориентиры и запомните их.

18.Исследования подтвердили истинность древнего изречения: «Когда я слушаю, я забываю; когда я вижу, я понимаю; когда я действую, я учусь». Установлено, что в среднем человек запоминает 1/5 из того, что слышит, и 3/5 из того, что видит. Из того, что человеку покажут с объяснениями, он может запомнить 4/5. Только «делание» может обеспечить 100-процентное усвоение.

19.«Мы три орудия имеем к учёности: разум, память и старание. Разум изощряется упражнением.

 Память умножается от прилежания. Прилежание развивай сам и не ленись. Читаешь ли ты что-нибудь сам или слушаешь, делай то со вниманием: не должен ты бродить мыслями своими, старайся оные собрать вместе и рассуждать о касающемся  тебя. О чём не знаешь, не стыдись спрашивать у других, не стыдись от всякого человека научиться, ибо самые великие мужи сего не стыдились. Стыдись лучше не знать или не хотеть учиться...» (Эразм Роттердамский).

Для лучшего запоминания прочитанного чередуйте чтение с припоминанием для себя, а затем и с пересказом прочитанного. Причём и заучивать, и повторять текст — прозу или стихи — следует не по частям, а полностью. Хорошо заниматься повторениями на ночь перед сном, а также с утра, на свежую голову.

20. Лёгкие виды умственной работы чередуйте с трудными. Начинайте всегда с более трудных заданий, одолев которые следует приступать к лёгким. Вам будет приятно осознавать, что самая трудная часть работы уже выполнена.

21.Вот испытанный метод правильной организации учебного труда. Установите очередность дел, которые необходимо выполнить. Разделите их на три группы, например А, Б и В, по степени важности. А потом принимайтесь выполнять их по системе, шутливо названной «швейцарский сыр». Система советует делать «дырки», т.е. вырезать площадь, пропорциональную важности сделанного. Естественно, важные дела группы «А» следует начинать первыми, «дырки», ими оставленные после выполнения, будут наибольшими.

А в группе «В» накапливаются мелкие дела, и, чтобы их выполнить, понадобятся считанные минуты. Так вы научитесь настойчивости и терпению, умению всё делать вовремя и ничего не откладывать.

22.Учащимся нужно знать, как выполнять домашние упражнения. Начинайте выполнять их только тогда, когда вам понятны все условия и требования. Задания, как известно, бывают тренировочные и контрольные. Выполняя первые, положите перед собой листочек с подсказками: площадь круга, длина окружности и т.п. Не допускайте вписывания неправильных ответов, они могут «зацепиться» в памяти и вы постоянно будете ошибаться. Чем ближе к концу обучения, тем меньше следует опираться на записи; используйте последние только для подстраховки, когда правильный ответ уже записан.

 23.Каждый может составить для себя подсказки в виде стихов и распевать их на популярные мелодии. Попробуем?

Алюминий, феррум, хром, их валентность равна трём. Фенолфталеиновый — в щелочах малиновый. Химик, запомни как оду: лей кислоту в воду!

Для запоминания числа «пи» с точностью до 12 знака: «Это я знаю и помню прекрасно, «пи» многие знаки мне лишни, напрасны». Поставьте вместо каждого слова число букв в нём, например «это» будет 3 и т.д.

24.Помните, что в первые 6 часов после обучения происходит забывание почти 70% информации. Если информацию надо запомнить надолго, то её целесообразно повторять с такими интервалами: сначала через 15-20 минут, затем через 8-9 часов и через 24 часа.

25.Для учебного труда никак не подходит принцип «пришёл, увидел, победил», зато очень подходит желание делать дело «с толком, с чувством, с расстановкой», не спеша, обстоятельно. Входите в процесс умственной работы постепенно, настроившись на приятные ожидания удовольствия. Положительный настрой значит очень много. Если вы внушите себе, что вас ожидает трудная и скучная работа, вы вряд ли сумеете выполнить её хорошо. Знайте, нет ничего приятнее того, что вы намерены делать.

26.Сформируйте у себя положительную установку на неинтересную работу — и половина её уже сделана. Вы наперёд знаете, что дело нудное, ещё не начали, а уже не интересно. Выхода нет, нужно сделать нелюбимое интересным, т.е. переменить к нему внутреннее отношение (установку). Скажите себе:

  • дело нудное, но работа-то интересная;
  • чем неинтереснее работа, тем прилежнее я буду её выполнять!
  • мне неинтересно потому, что работаю я рассеянно и без прилежания, больше такого не будет;
  • развее все люди выполняют только интересную работу? И я научусь делать то, что необходимо;
  • если я научусь заниматься неинтересным делом, мне не страшно ничего в жизни.

27.Наше восприятие зависит от объёма информации, т.е. количества одновременно воспринимаемых объектов. Опытным путём установлено, что человек воспринимает не более 8 (7 ± 2) не связанных друг с другом по смыслу объектов (букв, цифр, слогов, слои, рисунков). Натренированное восприятие может существенно отодвинуть эту границу. Тренируйтесь.

Попробуйте с одного прочтения воспроизвести предложения различного размера. Постепенно усложняйте задания.

Разделы сайта