Основные принципы работы со слабоуспевающими
младшими школьниками
Чётко поставленная цель, верная мотивация. У учащихся не должно возникать даже малейшего непонимания того, чем они будут заниматься на уроке, поэтому словесное оформление цели урока должно быть на том уровне, который доступен данной категории учеников. Цель должна зажечь в ребёнке поисковый интерес, стремление решить поставленную задачу во что бы то ни стало. Дети с низкой мотивацией к учению отнюдь не отстают в развитии, им просто становится неинтересно, потому что непонятные научные термины отпугивают их, они замыкаются, перестают реагировать на вопросы учителя или же, наоборот, говорят всё, что приходит в голову, нимало не заботясь о том, правилен ли их ответ.
Раскрепощённая обстановка на уроке подразумевает не отсутствие дисциплины, а доверительные отношения между учителем и учеником, дающая возможность свободно высказаться. Опрос как таковой отсутствует. Он превращается в разговор равных собеседников, совместно ищущих решение проблемы, обретение результата и в радостное ощущение победы, когда ответ найден. Повысить мотивацию помогает дух соревнования, чувство здорового азарта, сопереживания (работа в малых группах, многократный выход к доске, например, при составлении схемы предложения, дающий возможность исправить свою ошибку). Помимо прочего такое "броуновское движение" от парты к доске и обратно снимает напряжение и усталость и, кстати говоря, нисколько не мешает уроку, т. к. занимает не более пяти-семи минут.
Чувство слова. Очень важный момент, предполагающий проникновение в сущность слова, понимание строения, происхождения, значения слова. Слово должно перестать быть просто набором букв, должно стать для ученика живым, наполненным внутренним содержанием, энергетикой. Должен сработать механизм: "Я вижу, слышу, ощущаю, понимаю то, что пишу". Очень полезны на этом этапе всевозможные игры со словами, включённые в процесс урока. Небольшие инсценировки, тексты-загадки, составление микротекстов, исследовательская работа, развитие образного мышления - всё это способствует тому, что слово воспринимается всеми органами чувств, становится живым, практически материальным. Ребёнок оказывается не в мире пугающих его орфограмм и пунктограмм, а в мире обычном житейском, наполненном привычными ему явлениями и предметами.
Не бояться спрашивать. Любая проблемная ситуация должна быть разрешена, ничто не должно остаться неразъяснённым. Ребёнок не должен испытывать чувство собственной ущербности ("Я боюсь задавать вопросы, потому что они могут показаться глупыми"). Поэтому принцип: если непонятно - спроси - становится для всех непреложным правилом, а каждый ученик должен быть уверен, что о чём бы он ни спросил, он всегда может рассчитывать на обстоятельный ответ своего товарища, учителя, на уважение к себе как к личности.
Развитие личности. Помимо собственно преподнесения учебного материала учитель постоянно стремится к расширению кругозора своих учеников, обогащения их памяти самыми разнообразными сведениями. Известно, что дети с низкой мотивацией к учёбе мало читают, имеют низкую эрудицию, не получают должного интеллектуального развития. Поэтому отбор дидактического материала к уроку хоть и занимает много времени, но играет очень важную роль. Поэтические и прозаические фрагменты, взятые из классической русской, детской литературы призваны не только расширить кругозор, но и дать пищу уму, работу сердцу, развить чувства, вызвать эмоциональный всплеск, сформировать вкус, заразить потребностью чтения, узнавания нового.
Сделать сложное простым. Любой материал, правило необходимо объяснить на том уровне, какой дети способны воспринять. Если нужно, заменить научные трудные для понимания и воспроизведения термины доступными синонимическими конструкциями. Всё объяснение направить на реализацию принципа: "Я понял - я могу"
Четкость, стройность, логичность подачи материала, создание ассоциативного ряда, алгоритма - всё это способствует пониманию учебного материала ребёнком и закреплению в памяти. Объяснение должно стать своеобразной игрой, логической задачей, шарадой, которую необходимо решить, и тогда начнётся процесс вовлечения ребёнка в самостоятельное постижение знаний, а процесс неизменно приведёт к результату, который, уверяю вас, будет непременно положительным.
Постепенное ознакомление с новым материалом. С новым материалом знакомим постепенно, используя образцы знаний и правила выполнения учебной деятельности. Слабые ученики не могут сразу усваивать большой объем нового материала и применять одновременно в задачах старые и новые знания. Поэтому можно практиковать модули, а уже затем объединять материал в блоки. Для желающих следует проводить дополнительные занятия.
Организация систематической проверки знаний. Следует организовывать систематическую проверку знаний и умений. Только знания о пробелах дают возможность оказывать срочную и правильную помощь. Пробелы в знаниях учащихся ведут к потере интереса к изучаемому предмету и, конечно, к отсутствию знаний. Чтобы ликвидировать пробелы в знаниях надо всех учащихся научить обращаться сразу за консультацией к учителю.
На дополнительных занятиях можно предоставлять учащимся право спрашивать своих товарищей, проверять самостоятельные работы друг друга, объяснять задания тому, кто еще не понял. Эта работа является развитием неуспевающих учащихся с привлечением сверстников, успевающих на "хорошо" и "отлично".
Таким образом, можно сделать вывод, что такой стиль обучения позволяет ликвидировать неуспеваемость учащихся за счет разнообразия структуры урока и стимулировать активность учащихся в течение всего урока.
раскрыть » / « свернуть