Если тебе когда-нибудь захочется
найти человека, который сможет
преодолеть любую, самую
невероятную беду и сделать тебя
счастливым, когда этого не может
больше никто - просто посмотри в
зеркало и скажи: "Привет!"
Ричард Бах
Цель: формирование стойкой жизненной позиции.
Задачи:
-сформировать навыки конструктивного общения в группе;
-снять психологическую скованность в общении;
-снять нервное напряжение, релаксация;
-сформировать осмысленность жизненного пути.
Ритуал встречи.
Напомнить правила поведения в тренинговой группе.
Рефлексия прошлого занятия. Что запомнилось? Что удивило, было неожиданным? Что понравилось, а что нет?
«Приветствие»
Цель: показать значимость каждого участника как личности.
Педагог-психолог предлагает учащимся закончить предложения:
"Меня любят за то, что..." "Если меня не будет, то кому-то будет, без меня…" "Я хочу жить, потому что..."
Обсуждение.
Беседа о причинах самоубийства.
Цель: проанализировать причины самоубийства и последствия суицида для человека и окружающих его людей, показать взаимосвязь между утратой смысла жизни и суицидом.
Вопросы для беседы:
-Почему и ради чего человек лишает себя жизни, совершая самоубийство? (облегчить страдание, назло близким, чтобы пожалели о своих поступках, из-за страха перед будущим, чтобы не быть обузой, трудно жить, устал сопротивляться…)
-Какими могут быть причины самоубийства?
-Что это за люди? (слабые, наркоманы, одинокие, творческие, больные)
-Лишая себя жизни, человек проявляет силу или слабость? (проводится голосование)
Педагог-психолог подводит учащихся к тому, что человек проявляет слабость духа, так как не может найти в себе силы сопротивляться трудностям, не может обрести смысл жизни, поступает эгоистично и т. д.
«Обрыв».
Цель: создание условий для раскрытия потенциальных возможностей личности.
Педагог-психолог изображает на полу черту, за чертой – «обрыв». Все учащиеся становятся в одну шеренгу напротив изображенного «обрыва». Каждый из участников должен пройти «обрыв» и не упасть, используя поддержку группы. Обратить внимание как использовать поддержку группы.
Обсуждение.
Легко ли было идти? Какие способы использовали? Хотели ли бы вы реально оказаться в такой ситуации? Как вы себя повели? А если бы от этого зависела ваша жизнь или жизнь другого человека? Какое качество для этого понадобиться? (мужество)
Человек думает о самоубийстве, когда не видит смысла в своем дальнейшем существовании, когда он не хочет быть, потому что быть – трудно. Жизнь требует мужества. Педагог-психолог подводит учащихся к тому, что альтернатива суициду – мужество бытия, стойкость и выносливость жизненных трудностей.
«Карта моей души».
Цель: формирование «Я – концепции».
На чистом листе бумаги участникам необходимо нарисовать рисунок с контурами территории своей души с граничащими на ней между собой чувствами и тем, что им ценно в этой жизни, как у государств.
Обсуждение.
По желанию предложить показать рисунок группе и рассказать, где что нарисовано. После обсуждения предложить повесить рисунок на доске до окончания занятия.
«Мужество быть»
Цель: формирование у юношей конструктивной работы в группе.
Педагог-психолог предлагает участникам на листочках бумаги цветными мелками отразить ощущения смысла «Мужество быть», возникающие в сознании учащихся в ответ на это словосочетание. (Например: рыцарь в доспехах с оружием — защищенность и возможность противостоять; дерево под солнцем, дерево под дождем — рост вопреки всему; огонь в ладонях; дом — покой, уверенность; яблоко — целостность жизни, всех ее компонентов; лодка на волнах — выстоять вопреки).
Обсуждение.
«Качества личности».
Цель: создание условий для раскрытия потенциальных возможностей личности; формирование и развитие чувства успешности, ответственности.
Педагог-психолог предлагает заполнить 1-ю колонку, 2-ю колонку учащиеся заполняют самостоятельно.
Что включает в себя понятие «Мужество быть»? Какие качества для этого необходимы? Согласие с миром. Согласиться с тем, что рождение и смерть – два объективных понятия.
Терпимость
Доброта
Стремление вперед, к цели
Сила
Выносливость
Способность выходить из любых
ситуаций
Смелость не сойти с пути
Страсть, уверенность
Борьба, сила воли
Целеустремленность
Самостоятельность
Ответственность
Осознание несовершенства мира и общества
Ответственность за свои поступки
Любить жизнь и людей
Не ждать отдачи от других
Уметь увидеть важное и не убиваться по пустякам
Найти свое место, дело
Не унывать
Осознать самоценность человеческой жизни
Оптимизм, юмор
Терпение
Вера
Надежда
Любовь
Мудрость
Опыт
Умение прощать
Обсуждение.
Какие качества уже у вас есть? Какие качества вы хотели бы приобрести, а от каких избавиться?
«Плакат»
Цель: формирование активной жизненной позиции.
Учащиеся делятся на группы по 3-4 человека. Каждой группе предлагается нарисовать плакат, названием которого служат слова, написанные на табличках: «Мужество. Стойкость. Выносливость. Терпимость». Плакат может быть выполнен в виде рисунков-образов, в виде написанных тезисов, рассуждений и пр.
Обсуждение.
Плакаты вывешиваются.
Рефлексия.
Как в этом мире дышится легко.
Скажите мне, кто жизнью не доволен.
Скажите, кто вздыхает глубоко,
Я каждого счастливым сделать волен.
Пусть он придет! Я должен рассказать
Я должен рассказать опять и снова.
Как сладко жить…
Н. Гумилев
Ритуал прощания.
раскрыть » / « свернуть